doloew1917 (doloew1917) wrote,
doloew1917
doloew1917

Categories:

Киносеанс: "Волчья кровь"



Я обещался рассказать про этот фильм, а обещания надо выполнять. Впрочем, под кат лучше не заглядывать, ибо спойлер на спойлере.

Итак, 1995 год, бригада Саши Белого активно торгует с чеченцами оружием, а Антибиотик после очередного срока снова на свободе и творит всякие пакости положительным ментам и журналистам. Самая в криминальном плане беспредельная пора, плюс война, "ледниковый период", как это время назвали в одноименном сериале. Взрывной рост социального неравенства, продолжающийся экономический обвал, распродажа государственного добра оптом и в розницу - словом, настроения народа по этому поводу вполне понятны. Это год создания нашего фильма. Фильма, который, если верить аннотациям, должен был получиться кровавым трэшаком без единого положительного героя, где красные - бандиты, белые - бандиты, кровная месть и кровькишкираспидорасило в комплекте. Ну, вы знаете этот распространенный жанр позднесоветской и постсоветской "чернухи", жанр крайне унылый и безрадостный, но для эпохи вполне органичный. А что вышло в результате?

А в результате получился удивительный и в определенном смысле уникальный кинопродукт. Это не "истерн" - советский истерн отличала идейная ангажированность и стремление дистанцироваться от типичного западного вестерна. Здесь же мы видим кучу отсылок к спагетти-вестернам и, напротив, минимум исторического антуража (даже на костюмах сэкономили, если честно). И тем не менее, даже без явных симпатий к большевикам, без лекций на тему "это марксизм, брат, наука" или "в государстве живем, не в банде" фильм вышел пробольшевистским. Потому что штампы классического криминального боевика  и вестерна сделали комиссара Родиона Добрых (Сидихин в этой роли старательно косплеит Клинта Иствуда  в его обеих ипостасях - как Человека Без Имени и Грязного Гарри) не кровавым большевицким палачом-маньяком, а Честным Копом, Борющимся Против Мафии и Коррумпированных Чинуш. И против героя, олицетворяющего закон и порядок, все те ожидаемые контрреволюционные подколки, которые авторы фильма не могли не вставить, эффекта никакого не дают - положительная и отрицательная сторона определяются абсолютно однозначно. Сегодня мы конечно, поскептичнее относимся к "настоящим мужикам" с большими стволами и полномочиями, однако из девяносто пятого года особый отряд по борьбе с бандитизмом Родиона Добрых смотрелся крайне выигрышно. Тем более что, как и положено положительным героям, его бойцы уничтожают только бандитов и убийц, что же касается населения мирного и относительно безобидного (тунгусы, фельдшер, да даже тех же монашек, которые вообще-то Родиона капитально подставили, не выпиливают заодно с бандой, судя по кадрам последнего боя) - им только грозятся расстрелом.

Отдельно - про заседание ревкома:



Мрачные тона, подвальное помещение - гнетущая атмосферка, в которой явно не хватает кровавого студня по колено. Фанатичные большевики клеймят недостаточно сознательного героя. Карикатурный революционный матрос жаждет женской любви. Словом, ситуация понятная - сейчас нашего более-менее человечного героя раздавит бесчеловечная Система. И вдруг все разом переворачивается с ног на голову - главгерою приходит бумажка из губкома, наделяющая его неограниченными полномочиями, а фанатики-палачи оказываются заурядными оборотнями без погон. Вопрос с коррупцией и предательством решается на месте посредством верного маузера, и честные большевики сразу же признают нового командира. То есть оказывается, что Система (некий "губком") отработала правильно, выбрав достойнейшего. Опять же, совершенно очевидно, что киношные большевики смотрятся несравненно выигрышней современной создателям фильма власти.

Но ладно, атаман Серков, главгад этой истории, с ним все понятно, он бандит. А что же белые, олицетворяющие вроде бы вторую, альтернативную законность? В фильме они представлены в двух видах - в виде избиваемого бандой Серкова отряда, и в виде отца самого Серкова - плененного Родионом белого полковника. И вот какую мудрость означенный полковник нам несет (было в прошлом посте):



Как вы понимаете, мечты о немецком орднунге вряд ли могут прибавить зрительских симпатий. Но мне интереснее другое: речь этого гражданина не столько антибольшевистская, сколько антидемократическая. Гнев его обращен против "паучьих партий, которые верховодят сегодня в Москве", а не против злодейской тиранической и единственной партии. Это пассаж, который органичнее бы звучал в устах какого-нибудь макашовца-баркашовца из девяностых. Таким образом, авторы словно отмежевываются от идей "сильной руки" в политической сфере, но при этом прибавляют дополнительных симпатий главгерою, сокрушающему сильной рукой чистый и беспримесный криминал. Хотя, конечно, я могу и ошибаться - идея слишком сложна для нашего цирка.

Ах да, надо не забыть еще одну сторону. Гуманизм и общечеловеческие ценности в фильме представляет фельдшер из бывших эсеров. Гиппократ, которому все равно кого лечить - бандитов или охрану правопорядка - в мире, расколотом надвое, подвергается массе опасностей. Таких блаженненьких граждан, не могущих выбрать свою сторону в острейшем противостоянии, ясное дело, никто не любит. Впрочем, и его Родион отпускает, вместо того чтобы пустить на всякий случай в расход. Так что общечеловеческие ценности без дымящейся дыры в голове выглядят крайне невнятно, и пришпилены явно потому что все так делают.

Суммируя: наверное, на данном материале вполне можно было бы соорудить изрядный антибольшевистский трэшак. Но авторы попались в ловушку законов жанра, и получилось то что получилось. Силы демократии и традиционные ценности повержены, а Родион Добрых со своими верными бойцами уходит за горизонт к новым подвигам во имя революции:



И сердце велит мне поставить к данной записи тег "коммуняши - вперед!". Так и сделаю.
Tags: кино, коммуняши - вперед!
Subscribe

  • Национальное vs гендерное

    Сегодняшнее, с суда над сестрами Хачатурян: Если кто не в курсе, NAP - это аббревиатура "Nationalism and Patriachy", так называется один…

  • Буржуа и эстетика

    Я тут недавно добрался до знаменитой статьи про коммунистическое общество в "Стартреке" - той самой, насколько я понимаю, с которой…

  • Возвращаться домой

    Очень тяжелая и триггерная история женщины родом из "реального социализма", чей разум не выдержал столкновения с капиталистической…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments