?

Log in

No account? Create an account

Внутренний Койоакан

государь-император - скотина, а войну мы проиграем


Previous Entry Share Next Entry
Две войны и два поколения
тролфейс
doloew1917


Синяя Ворона осторожненько так прошлась по позднесоветскому милитаризму - не развивая тему особенно вглубь и не задевая больные места:

Все дело в том, что позднесоветское общество (и постсоветское, разумеется, тоже) было целиком воспитано на Войне. Нет, нам еще что-то вдалбливали и про революцию и революционеров, но это воспринималось как слишком отдаленное. А вот Война была-таки рядом. Мало того, что вокруг были живые свидетели/участники, даже те родители, кто был в войну слишком мал, все равно воспитывали детей на примере героических бабушек-дедушек (неважно, на фронте они были или в тылу). То есть это было - семейное, за душу берущее, то, что рядом. Патриотическое воспитание, военные музеи и все такое прочее накладывались на это. Собственно коммунистическая идеология мое поколение, как правило, уже практически не интересовала, марксизм изучать было неинтересно. Даже я вот помню в детстве смотрю фильм про Карла Маркса - какие-то заседания, рассуждения, мещанская жизнь XIX века... Скучно же. То ли дело - военные приключения! Вот это да, это жизнь!

Меня более всего в посте заинтересовало вот это противопоставление - революции (и Гражданской, естественно) и Великой Отечественной. Точнее - их отражение в искусстве, в частности, в важнейшем из искусств. Потому что именно в кино различие подхода к изображению двух больших войн, сделавших страну такой, какая она есть, оказалось наиболее наглядным. Например - по целевой аудитории. Можете ли вы навскидку вспомнить хоть один культовый фильм о Великой Отечественной с главными героями-детьми? Не молодежью (стремительно взрослеющими вчерашними школьниками), а нормальными детьми и подростками? Нет, конечно, был неплохой фильм по книге Осеевой "Отряд Трубачева сражается", но он не дотягивает по меметичности и популярности не то что до бессмертных "Неуловимых", но и до фильмов о Трясогузке. Про фильмы о пионерах-героях (Великой Отечественной, естественно) я и говорить не хочу - это стыдобища, смесь сахарной патоки и назидательной истории формата воскресной школы - но о канонизированных святых по-другому снимать просто не умели. А вот "красные дьяволята" оказались стопроцентно выигрышной задумкой - помимо динамичного сюжета, яркие и выпуклые персонажи, максимально демократичные, показывающие, что героем может стать каждый - и девчонка, и очкарик-интеллигент, и нацмен, и квир: для всех в партизанском отряде мстителей, в Первой Конной, в Чека найдется место (а для позднесоветского общества с его нарастающими консервативными тенденциями эта истина была уже отнюдь не бесспорна). И в целом фильмы про детей, гадящих в тылу белобандитов, про маленьких партизан с налетом хулиганской романтики своего зрителя неизменно находили. А вот пионеры-отличники времен Великой Отечественной... ну скажем прямо, зверствующая цензура и кровожадные худсоветы превращали произведения о них в слабо перевариваемое детьми зрелище.

Почему так получилось? Почему на откуп молодежи была отдана именно тема революции? Это прежде всего противоречит элементарным историческим фактам: Октябрьская революция менее всех революций в истории носила "молодежный" характер по одной простой причине - за годы войны молодежь была в значительной степени выбита, так что в Петрограде свергали власть буржуев солдаты из запасных третьей-четвертой очереди и женщины-солдатки. Интеллигентская же молодежь заняла большей частью контрреволюционную позицию, что было впоследствии отображено в массе художественных произведений, где образ безусого юнкера и восторженного гимназистика, сражающегося с красной чумой, оказывается крайне выпуклым. Цветаевская формула "Молодость - Доблесть - Вандея - Дон" - она именно об этом. Детки буржуа и дворян традиционно несут куда меньшие потери в военных конфликтах и социальных катаклизмах, нежели молодежь подлых сословий. Во многом именно поэтому в войсках красных молодежь была в значительной степени явлением экзотическим, о чем вспоминал в сорок первом году, сравнивая две войны, Аркадий Гайдар:

Двадцать два года тому назад, в эти же августовские дни, я, тогда еще мальчишка, комсомолец, был с комсомольцами на фронтах Украины в этих же местах.
Какие были среди нас политики! Какие стратеги! Как свободно и просто разрешали мы проблемы европейского и мирового масштаба.
Но, увы! Учились мы военному делу тогда мало. Дисциплина хромала. Стреляли неважно и искренне думали, что обрезать напильником стволы у винтовки нам не разрешают только из-за косности военспецов главного штаба. Но нас в армии было тогда еще немного. За молодость бородатые дяди нас любили. Многое нам прощали и относились к нам покровительственно, благодушно.
Теперь время совсем не то. Сейчас комсомол - большая сила в Армии.


А что нам демонстрируется в советских фильмах о гражданской войне? Как изображаются, скажем, буденновцы во всяких свадьбах в Малиновке? Изображаются они в виде восторженных кучерявых парубков, которых хлебом не корми - дай поплясать да поняшиться с местными дивчинами. Притом что состояла Первая Конная большей частью из суровых бородатых мужиков в возрасте хорошо под сорок, нам неизменно во всех лентах демонстрируют юношей раза этак в два моложе. Словом, "молодежный" характер Гражданской войны стал устойчивым мифом, и это определило жанровую нишу фильмов об этом периоде - детских приключенческих, динамичных молодежных истернов, музыкальных фильмов с песнями-плясками, развеселой буффонады - словом, период наивысшего революционного подъема обрел статус детства страны, милого и наивного, с дурачками, поющими про мировую революцию, пролетарьят, марксизьму и прочие громоздкие иностранные слова. Именно поэтому у меня всегда вызывали двойственные чувства фильмы типа "Бумбараша" с дурацкими кривляниями, от которых взрослому, серьезному гражданину позднесоветской эпохи в лучшем случае хотелось умиляться, как при виде играющих в песочнице деток:



В свою очередь, "взрослый" характер Великой Отечественной не подвергался сомнению никем - поэтому по этой теме снимались, как правило, самые "взрослые", драматические и трагические ленты, предельно серьезные, и песни в них пелись в совсем другом тоне:



Кстати, диалог в начале ролика с культовой фразой "есть такая профессия - родину защищать" - это тоже про диалог поколений. Юный взводный со своей, хи-хи-ха-ха, мантрой про "мировую революцию" (ну не смешно ли?) против умудренного жизнью командира, патриота-державника, потомственного царского слуги. Юношеский романтизм против зрелого государственнического прагматизма. И ведь прав же оказался дядечка - с мировой революцией не получилось, зато родину зачищать, тьфу, простите, защищать пришлось. Правда, вслед за "родиной" вернулся весь тот хлам, который было вымели железной метлой большевики - семейные ценности, боженька, бюрократические привилегии, золотые погоны, а вслед за тем как-то сама собой народилась и полноценная буржуазия - та самая, которую в позднесоветском обществе считали жупелом и нелепым идеологическим конструктом. Та что плохо пахнет эта мудрость великодержавных дядечек, очень плохо.

А дело в том, что то самое "детство" Советской Страны, ее начальный период существования и был самым наивысшим революционным взлетом, после которого начался откат назад, к термидору и реставрации. Надо помнить об этом, чтобы, когда мировая пролетарская революция восторжествует уже окончательно, переосмыслить этот исторический период, избавить его от наслоений лжи и клеветы сталинских и постсталинских бюрократов. Потому что те молодые и не очень бойцы, кто штурмовал Перекоп в надежде раз и навсегда стереть с лица земли мироедов и золотопогонников, были куда взрослее и умнее тех, кто научился носить те самые офицерские погоны и стрелять во имя защиты номенклатуры, простите, "родины" неважно в кого - хоть в китайских "тожекоммунистов", хоть в своих же, советских рабочих.

Пусть местами это были одни и те же люди.

  • 1
Накидку два детских фильма про ВОВ. Один комедия (увы и ах) "Смелого пуля боится" https://www.youtube.com/watch?v=5V0tVOF-ykY или https://www.youtube.com/watch?v=ErKc33sgBf4

второй вполне серьёзный https://www.youtube.com/watch?v=E_h75eb5vrY


Малоизвестный о детях в гражданскую войну "Макар - следопыт" https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80+%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82


Современный роман о подростке в Гражданской войне http://flibusta.is/b/273107

"Макар - следопыт" в нашем детстве был известен не меньше "Мстителей".

Отрагической судьбе гимназисток в белогвардейских войсках сразу две песни https://www.youtube.com/watch?v=pKXcqKvx298 и https://www.youtube.com/watch?v=Vqjsleq_cjI

Умри, Денис, лучше не напишешь!

Да как-то сомнительно написано. Скажем, тезис «всех молодых выбило на Первой мировой». Но ведь потери в Первую мировую были меньше, чем в ВОВ, степень мобилизации общества была меньше, такого, что вся страна — военный лагерь не было, а, главное — демография: Российская империя в начале века была где-то на пике рождаемости при довольно низкой средней продолжительности жизни, т.е. население в целом было молодым. Людей молодого возраста тупо было больше, чем пожилых.

Кстати, это устойчивый миф о том, что население РИ было значительно моложе населения раннего СССР. Берем просто две переписи - 1897 года и 1926. Согласно переписи населения 1897 года, в РИ 128 миллионов человек. Из них мальчиков в возрасте от 0 до четырех лет - 4920 тысяч, в возрасте от 5 до 9 лет - 3818 тысяч. Это - те люди, которые будут первыми призваны и первыми станут гибнуть в Первой мировой просто в силу возраста.

Теперь смотрим на СССР образца 1926 года. Население его в общем - 147 миллионов. На эти 147 миллионов - 7085 тысяч младенцев мужского пола в возрасте от 0 до четырех лет (все они станут призывными во время войны) и 4686 тысяч мальчиков в возрасте от пяти до девяти - те, кто будут призывными уже в тридцать девятом году и тоже попадут в самый замес по возрасту.

То есть общее отношение населения СССР-1926 и РИ-1897 - 1,14 где-то. При этом деток, которые примут на себя самый страшный удар двух мировых войн молодыми цветущими людьми, в СССР в 1,34 раза больше - то есть больше как в абсолютных, так и в относительных цифрах. И это только количественные цифры, которые не учитывают качественного значения советской молодежи, взрывного роста грамотности, который дал возможность готовить из вчерашних школьников достаточно квалифицированных специалистов. Великая Отечественная ведь была в значительной степени выиграна за школьной партой.

Пожалуй, аргумент. Но, всё-таки, призывной возраст в РИ, по-моему, был выше, по крайней мере поначалу. И потери убитыми меньше. Вон в викии пишут, что по разным данным от полумиллиона до где-то полутора плюс-минус (тут ещё как считать — включать ли потери после 17 года). Ещё пишут, что доля мобилизованных к общему числу мужчин в возрасте 15—49 лет составила 39%. Надо бы сопоставить с данными по ВОВ и пересчитать в относительные цифры.

Малая (36 лет) средняя продолжительность жизни - от адовой детской смертности. Большой процент просто даже до трёх лет не доживал. Кому повезло до 14 дожить, жили, с поправкой на уровень медицины, не намного меньше наших современников в провинции

Я, скорее, про стилистику. Неуловимые Мстители - класс.
Но аналогичных по стилю и уровню про ВоВ фильмов не припомню.
А зори здесь тихие - совсем другое, страшный он донельзя.

Вот крутится в голове фильм, там, если склероз не изменяет, современные (на тот момент) ребята вообразили, что попали в прошлое и довольно лихо фрицев мочили. Именно что подростки, лет по 12, по-моему.

Но, вообще, тебе не кажется, что тема для лулзов как-то не очень подходит? Кровью ведь харкали как никогда и особым поводом для веселья это, наверное, не было, особенно тем, кто это сам лично помнил.

Да и «Неуловимые» — честно говоря, вот не уверен, что это положительный тренд, как и вообще все истерны. Оно, конечно, весело, но более всего потому что было давно, тема уже в 50-60 воспринималось как глубокое ретро, чувства личной сопричастности у большинства уже не было просто в силу возрастных причин. Я так думаю, что кто лично пережил — ему такая веселуха всю жизнь икалась и на хер не упала.

Чё-то вспомнилось, в жж как-то пробегали дневники молодого во время гражданской войны пацана. Вот взяли его в Красную Армию по призыву, чисто телок на поводке — он толком не понимал куда, зачем, что, кто, кого, никакого этакого революционного энтузиазма и желания под пули лезть. Сплошная рутина.

Edited at 2016-06-21 05:12 am (UTC)

Да там же не тупые лулзы-то. Вполне серьёзный фильм, если так-то посмотреть.
Просто показано, что и малые могут кое-что сделать, если с умом возьмутся.

(Deleted comment)
"Бедный папа, бедный папа, он не вылезет из шкафа. Он повешен нашей мамой между платьем и пижамой."

Есть ещё "Улица младшего сына". Вот там ребята воевали по хардкору, вместе с партизанами в подземельях. Наравне со взрослыми. Это вот в районе Керчи как раз было. Да, главного героя там как-то завернули однажды, и сказали, что его военное дело - получать побольше "крепких пятерок". Но потом он с другом воевал всерьёз.

Кстати у Назгула про взрослый характер ВОВ в его "Деревянном хлебе"

"Средний возраст солдат-победителей Великой Отечественной - 43 года. Берлин брало то же поколение, которое выиграло Гражданскую войну. Кадровая советская армия в 1941 году, почти в полном составе - погибла или дружно сдалась в плен... Сломали хребет Вермахту и спасли страну - не молодежь призывного возраста, а мобилизованные взрослые мужики, "ровесники века"

Но в Гражданской-то это поколение ещё не было старым.

Под Вязьмой посмотрите списки погибших - там кого только нету.

Можно вспомнить очень популярные фильмы про Гражданскую, в которых большинство героев немолоды. "Адъютант его превосходительства", "Белое солнце пустыни". Михалковский "Свой среди чужих..." туда же.

Мой прадед, Владимир Моисеевич Гринблат, 1902 г. р., еврей, уроженец Белой церкви, фабричный рабочий, стал командиром конного отряда в 16 лет в Первой Конной, воевал в интернациональном полку "революционного гусара" Рудольфа Фекеты. Били Петлюру, Григорьева, Деникина.
Тут про национальный, а не возрастной состав - http://istmat.info/node/38453
Со слов бабушки, в его дневнике (простая тетрадка с записями) в 1918 г. было написано нечто похожее на (передаю по памяти, документ не сохранился): "Був звильнен з фабрикы за бильшевистски наваждення. Той же час пийшов до Червоной армии..." Нужно понимать, что он там был не уникум, работавший с 12 лет, все так работали.
По ссылке далее - если не однополчане прадеда, то те кто воевал по соседству. Полно фото усатых и безусых мальчиков и забавные эпизоды. Особенно понравилось, как пешие гусары стихийно обзавелись лошадьми) http://oper-1974.livejournal.com/565110.html?thread=27230326

"Иваново детство", фильм о ВОВ, где главный герой ребенок.

Ты, наверно, хотел сказать "не молодежь была подвыбита в годы ПМВ"?
Так-то революция реально была делом молодых, а большевики - самой "молодой" партией. Понятно, что в разложившихся частях было навалом стариков - но там же было и множество детей, т.к. призыв расширяли в обе стороны. Вот, например:
"На 28 августа 1920 г. в Красной Армии лиц в возрасте до 19 лет насчитывалось 14,4%, 20–29 лет – 65,8%, 30–39 лет – 18%, 4049 лет – 1,5%, 50 лет и старше – 0,3%."

И в белые части, да и в красные такие ребята попадали не только из-за классового происхождения, но и потому что лучше всего манипулируемы.

А вообще это все херня, конечно. Начать надо с того, что формирование воиснких частей из "не молодежи (стремительно взрослеющими вчерашними школьниками), а нормальными детьми и подростками" является военным преступлением. На гражданскую еще можно списать, а вот в ВМВ показывать вне контекста "пионеры-герои" уже как-то не комильфо.

  • 1